Маленькое примечание для тех, кто еще там, но хочет сюда: конечно же, сам специалист получает далеко не тысячу в день; основная часть уходит в его фирму, плюс еще надо платить немалые налоги.
Первое впечатление у меня было сдержанное. Офис далеко на севере, почти на конце Nothern Line, я туда добирался два часа. Наш преподаватель ездил на работу с южного побережья, аж 120 миль в один конец. Тем не менее, дорога занимала у него меньше времени, чем у многих лондонцев.
В приемной почему-то стоит скелет (он принадлежит какой-то другой фирме). Небольшое помещение, всего три класса. Странный кондиционер, который постоянно норовил подуть на меня, хотя наш преподаватель Стюарт пытался его отрегулировать. Маркеры не пишут, ручек не хватило на всех. Медленный Интернет. Компьютер вроде неплохой, но все равно его мощности не хватает для SharePoint, SQL Server и Visual Studio, тем более, что все крутится на вируталке. Начали на 15 минут позже, потому что преподаватель качал себе какие-то сервис-паки. MS Office не был активирован. Бесплатный обед в дешевой итальянской столовке. В первый день нас угощали пирожками, потом только печеньями.
Пропуска не выдали, и это было слегка неудобно, приходилось постоянно пользоваться домофоном:
- Кто там?
- Люди.
- Хорошо, я открываю дверь.
На столе у каждого лежала книга по Windows SharePoint Services 3.0. Видно, не только у меня первое впечатление было неважное, потому что народ начал спорить, отдадут ли нам эту книгу "бесплатно" после курсов.
- Ну, за 2 тысячи фунтов могли бы отдать – неуверенно говорил один.
- Не знаю, не знаю. Моя книга уже мятая, явно ее использовали другие студенты.
Но книжку отдали. Кажется, она неплохая.
Стюарт не был профессиональным преподавателем. Нет, вообще-то он сертифицированный тренер Microsoft, но это не основное его занятие. Видно, что это не Microsoft Evangelist, у которых прямо все от зубов отскакивает. Т.е. уровень изложения хороший, но я видел и лучше. Например, он в основном сидит во время лекции; или пишет на доске и говорит спиной к аудитории. Даже я знаю, что презентации так делать не положено.
С другой стороны, человек реально работает с этой технологией, а не судит о ней по книгам. У Стюарта своя маленькая консалтинговая компания, которая специализируется на SharePoint, так что он приводил много примеров из своей практики.
Он рассказывал, что однажды у него была большая группу студентов, у которых обучение входила в redundancy package. Т.е. у какой-то фирмы пошли плохо дела, людей уволили по сокращению штатов, но зато напоследок отправили на курсы по SharePoint.
Перед началом курсов мы рассказавали о себе. Как всегда, я сел на первую парту, прямо перед преподавателем. Но он сказал, что первые про себя будут рассказывать те, кто сидят на галерке. Я был последний. Стюарт осторожно спросил меня: "Откуда происходит твой акцент?" Оказывается, однажды во время сдачи багажа он спросил сотрудницу авиакомпании: "А Вы русская?" Сотрудница прямо взбесилась: она из Прибалтики, и с русскими ничего общего не имеет. Как ни странно, багаж после этого пропал! С тех пор Стюарт не задает таких прямых вопросов.
"О, ты в оранжевом свитере! Ю-щ-е-н-к-о! Как он там, кстати, живой? После такой-то дозы диоксина?"
Уже третий раз меня поставили в тупик вопросом: "Как по-украински Hi?" В голове вертелись "Здоровенькы булы", "Якьсо маэтэ", "Витаю", "Дэнь добрый"… Но это не совсем то. Я соврал: "Привет". Но Стюарт был в России и знал, что это русское слово. Через час вспомнил: "Прывит", блин!
Был еще парень, который уже три раза ездил в Киев в отпуск. Больно ему нравятся украинские девушки. Правда, говорит, стремно: приглашаешь девушку потанцевать, она соглашается, просит емейл, а потом оказывается, что рядом сидит ее парень и спокойно наблюдает. Так вот он был слабо политически подкован – думал, что у Украины оранжевый флаг.
Еще он рассказывал, что в Америке бывают такие акции, когда за небольшую фиксированную сумму ты получаешь право неограниченного полета по стране в течение, скажем, недели. Т.е. буквально проснулся в Нью-Йорке, принял душ и подумал: "Так, что-то кушать хочется; слетаю-ка я в Сан Франциско, заодно в самолете покормят". Правда, Марина говорит, что на внутренних рейсах не кормят, так что это неправда.
У Стюарта оказалось необычное хобби: он фотографировал спящих пассажиров поезда и вешал к себе на сайт. Это выяснилось случайно: он хотел на примере свое блога показать нам, что такое Web Parts. Моя первая мысль была: "Вот извращенец!" Но когда мы стали смотреть фотографии, то забыли про программирование. Действительно, трудно оторваться. Говорит, что началось это случайно: его соседка громко храпела. Стюарт стал кидать в нее кусочки бумаги, но это не помогало. Тогда-то ему и пришло в голову сделать первую фотографию.
Зашел спор про BBC: кто-то сказал, что у них сайт на SharePoint, из за лицензии они заплатили 30 миллионов. Стюарт доказывал, что нет, би-би-сишнки написали свой язык программирования, и вот на нем-то и работает веб-сайт. А что – денег у BBC полно, почему бы и не сделать свой язык. Чтоб все было по-пацански.
У нас вышел маленький спор про то, как лучше работать с Business Data Catalog. Проблема такая: если ты хочешь использовать в SharePoint внешнюю таблицу базы данных, то ее структуру надо вручную описать в формате XML. Когда проект большой, это становится очень тяжело. Стюарт сказал, что стандартная утилита (Microsoft Business Data Catalog Definition Editor) вообще не работает, зато есть прекрасный платный продукт BDC Meta Man.
- Ладно, на всякий случай покажу ее, чтоб вы поняли, какой это отстой. К примеру, смотрите – я вижу огромный список таблиц, которые невозможно отсортировать.
- Так ведь справа есть кнопка "Поиск" – заметил я.
- Хм, ты прав, Валентин. Я ее никогда не замечал. Ладно, сейчас я нажму кнопку Сохранить и выскочит ошибка…
Но ошибка не выскочила, все прекрасно сработало. Стюарт клялся, что это первый раз, раньше не работало. Народ шутил: "Это потому что Вы не пользовались кнопкой Поиск". Потом мы стали смотреть его любимый BDC Meta Man. В глаза бросались мелкие недостатки и опечатки. Я пошутил: "Наверное, Вы этот продукт хвалите, потому что получаете комиссию от продаж". И, как выяснилось, я почти попал в точку: Стюарт признался, что ему дали бесплатную лицензию.
Вообще мы видели много разных вещей, но вот что показалось мне самым интересным в SharePoint:
- Поиск. Например, легко и быстро можно настроить поиск по внешней базе данных. С точки зрения пользователя это будет выглядеть так же, как поиск обычных документов
- Excel Services. Даже если у пользователя нет Excel, он может просматривать и частично модифицировать экселевские файлы в браузере. Это отличный способ собрать множество важных самодельных файлов и положить в общедоступное место.
- Workflow (автоматизация документооборота). Я только сейчас понял, что на моей предыдущей работе мы конкретно раскрутили банк на бабки. С помощью SharePoint ту же самую работу можно было сделать в несколько раз быстрее
Вместе со мной занимался мой коллега Дэрон. Еще до начала курсов он уже был недоволен, потому что на дорогу у него уходило три часа. Они со Стюартом сразу возненавидели друг друга. Больше всего Дэрон злился из-за ошибок или неточностей в описании лабораторных работ. У него постоянно ничего не работало. Первые два дня он жаловался нашему начальнику, начальник пытался его успокоить.
На третий день Стюарт был в отличном настроении. Он постоянно травил байки и напевал песенку про Большой Андронный Коллайдер: It's the end of the world! Короче, всячески мешал нам делать лабораторные работы. Потом стал жаловаться, что какую-то там крутую английскую футбольную команду купил итальянец; теперь он поменял весь дизайн, и футболисты смотрятся как команда геев. Все смеялись, но я у меня никак не получалась лабораторка, поэтому я просто старался не слушать.
На перерыве Дэрон отозвал меня и сказал, что он возмущен шутками про геев. "Если так будет продолжаться, то мы должны бойкотировать курсы, это абсолютно недопустимо. Если он пошутит еще раз, я уйду." Я внимательно посмотрел на Дэрона… как же я раньше не замечал – конечно же, он гей! Причем Дэрон решил, что я один из них: он нежно спросил, что я делаю сегодня вечером… хотя и знает, что я женат. Я понимаю, что коллеги иногда из вежливости спрашивают друг друга "что делаешь на выходных", но не "вечером" же… тем более, что раньше мы общались только на профессиональные темы.
Увы, Стюарт не догадывался, что над его головой сгустились тучи. Наша следующая тема была "ребрендинг", и на свою беду Стюарт ляпнул: "Представьте, что нам надо сделать один сайт для отдела кадров, а другой – для ИТ. Конечно же, для отдела кадров мы используем розовый цвет (ведь там работают женщины), а для программистов – голубой."
На следующий день Дэрон не пришел на курсы. Стюарт пошутил, что я должен его заложить прогульщика на работе.
- Да я бы рад, но он ведущий разработчик, почти что мой начальник.
- Так заложи анонимно. Хотя с таким акцентом… вряд ли это получится.
- Ну почему же. У нас есть горячая линия в американском офисе, там меня не знают, могу позвонить.
По окончании курсов я получил сертификат, а Дэрон – нет.
Вспомнилось, как полтора года назад в Харькове меня звали на проект по SharePoint. На собеседовании с заказчиком из Дании я честно сказал, что никогда в жизни SharePoint не видел. Но датчанин всего после 20 минут разговора заявил, что я – идеальный кандидат. Вообще-то у меня уже было другое предложение, но они сразу дали денег в полтора раза больше. Назначили меня руководителем проекта и дали в подчинение двух студентов (которые тоже в глаза не видели SharePoint).
Так вот, я подумал, что культурный шок от Лондона у меня был скорее не из-за жизни в Америке, а из-за Харькова. Слишком перегретый там рынок аутсорсинга, слишком легко мне было найти хорошую работу. В Лондоне не так.
2 комментария:
SharePoint ещё не панацея. Я юзеров так и не смог убедить выкладывать всю инфу на портал и добавлять полные описания. Хотя сам всю документацию держал только на узле и мне это очень сильно помогало.
Стюарт сказал, что очень важно найти power user в каждом отделе и дать ему большие права по администрированию сайта. Силами только ИТ это все раскрутить не получается.
Отправить комментарий