Родители уже собирались назад в Харьков, как вдруг нам приходит приглашение на церемонию принятия гражданства. Опа, ожидали его только месяца через два... В течение трех недель с даты письма надо позвонить и назначить дату и время церемонии. Если не сделать это последнее усилие, то гражданство "сгорает": надо будет заново платить и подавать все документы (из этих трех недель одна уже прошла, пока шло письмо). Церемония должна быть не позже, чем через три месяца, иначе, опять-таки, надо подавать заново.
Итак, письмо пришло в субботу. В понедельник Марина звонит узнать, какие есть даты: может, подгадать так, чтобы её мама как раз в это время приехала в гости... А там неожиданно говорят: "Да можно прямо завтра". Странное чувство. Активные попытки уехать из Украины мы начали лет 12-13 назад. Всё это время учишь языки, пишешь сочинения, сдаешь экзамены, заверяешь у нотариусов какие-то документы, платишь, надеешься, долго ждешь, иногда ругаешься... и вдруг тебе небрежно говорят: "Да можно прямо завтра".
Уже даже стал сомневаться, а нужно ли оно мне: "Зачем нам, поручик, чужая земля?" Шутка.
Что поменяется? Да в общем-то, не так много. Получать пособие по безработице мы могли и раньше. Дом уже куплен, да и не требуется для этого гражданство. Для кредитной истории хорошо, если ты в реестре избирателей, но я так понимаю, что это важно только вначале, когда только приехал в страну. Можно будет голосовать, но я всё равно не знаю, за кого. Работа? В Америке да, там я видел много вакансий, открытых только для граждан, но здесь это редкость. Для путешествий - да, хорошо. Но жажда странствий уже частично прошла. Да и дома теперь столько всяких мелких забот, и долгов полно, кроме самой ипотеки. Плюс сам британский паспорт ещё тоже надо получить, его не дают автоматически. Это, конечно, уже формальность, но занимает некоторое время.
Я уже однажды цитировал вот этот кусочек из "Золотого телёнка", но уж больно он мне нравится:
Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг. И хотя он знал, что никаких таинственных пещер, бочонков с золотом и лампочек Аладдина в наше суровое время не полагается, все же ему стало чего-то жалко. Стало ему немного скучно, как Роальду Амундсену, когда он, проносясь в дирижабле «Норге» над Северным полюсом, к которому пробирался всю жизнь, без воодушевления сказал своим спутникам: «Вот мы и прилетели». Внизу был битый лед, трещины, холод, пустота. Тайна раскрыта, цель достигнута, делать больше нечего, и надо менять профессию. Но печаль минутна, потому что впереди слава, почет и уважение – звучат хоры, стоят шпалерами гимназистки в белых пелеринах, плачут старушки – матери полярных исследователей, съеденных товарищами по экспедиции, исполняются национальные гимны, стреляют ракеты, и старый король прижимает исследователя к своим колючим орденам и звездам.
Минутная слабость прошла.
Будущий гражданин может привести на церемонию двух гостей. Ну, в принципе, можно и больше, если заранее договоришься. А мои родители уже вылетели в Киев. Эх, если б знали, взяли бы им обратные билеты на два дня позже. Рабочий день, друзья почти все в офисах. Жены, сидящие дома с детьми, живут далеко от нас. Да и нельзя гостям приводить детей младше пяти лет. Есть семейная пара, у которых свой бизнес, и рабочий день гибкий. Но они были заняты. Ещё один друг уже полгода безработный. Но вот ведь "неудача": именно в этот день он, наконец, вышел на работу. Все же одну гостю мы успели найти: она пока по гостевой визе, т.е. ещё, можно сказать, турист, которому интересно посмотреть на экзотическую процедуру. А заодно - поснимать для нас видео.
Новых граждан пришло человек 15. Все нарядные. На столе были обещанные refreshments, т.е. печенья и одноразовые стаканчики с юпи. Ну, а что ж вы хотите - чтобы за наши жалкие полторы тысячи фунтов ещё повели в ресторан? :) Впрочем, в 2004 году, когда в Мертоне впервые проводили эту церемонию, счастливчиков таки ждал обед с мэром.
Установили фотоаппарат на штатив и стали показывать нашей гостье, как им пользоваться. Тут в комнату ворвался веселый, шумный фотограф: "Ой, что это у вас? Противотанковое ружье?! Я хоть и профессиональный фотограф, но у меня, честно говоря, штатива нет!"
Оказалось, что гости вначале остаются в предбаннике, чтоб не мешать. Ну, хорошо, хоть у нас штатив - может, значит, вначале сами поснимать. "Не волнуйтесь, гости! Вас потом позовут! Мы ещё никто не теряли граждан во время церемонии!".
На верность Королеве можно клясться именем Бога (oath), а можно просто дать торжественное обещание (affirmation). Мы решили ограничиться обещанием. Не потому, что атеисты; и не потому, что есть планы совершить государственную измену. Просто показалось, что так правильнее. "Неважно, что вы выберите - британцами всё равно станете; но если выберете клятву, а потом её нарушите, то вас тут же поразит молния!" - объяснил фотограф.
Почти все выбрали клятву, а честное слово давали только мы и ещё одна девушка. Для простоты нас отсадили отдельно. Сначала по одному подходили к столику, чтобы расписаться и получить welcome pack. Паспорта не проверяли. В принципе, логично, ведь это же не экзамен. Какой извращенец, пройдя все этапы длинного пути, вдруг решит послать на церемонию подставное лицо, что за смысл?
Мы были единственной семейной парой граждан, и возник небольшой конфуз: расписываться в журнале надо было идти вместе, а я не понял, и чуть ни сел на единственный стул вместо Марины. Вообще-то фотограф предупреждал, но у него был словесный понос шуток, и я не расслышал. Чернильная ручка, уже давно отвык от них...
Наконец, запустили гостей (свободных мест было на самом деле полно). Но снимать видео легче не стало: гостей попросили сесть через ряд от граждан, и наша гостья не могла по-человечески снимать, получились бы только спины. Так что я сам регулировал фотоаппарат. Хохоча, регистраторша сказала, что не ожидала, что её будут снимать... прическа у неё была немного странная. А за её спиной в кадр попадал развалившийся на стуле фотограф в джинсах.
После вступительной речи начались клятвы и обещания. Весь поглощенный мыслями о видео, я довольно невнятно прочел тест. Не успели выучить наизусть, не ожидали, что пригласят на церемонию так быстро (а за предыдущие шесть лет времени, конечно, не нашлось). Регистраторша сначала сказала "I" ("я"), потом мы назвали свои имена, и повторяли следом за ней.
Что интересно, вторую часть обещания (the pledge) вместе произносили не только граждане, но и гости. Тут уже все ломанулись фотографировать процесс выдачи сертификатов и подарков. Подарок - это коробочка, в которой можно хранить сертификат, свернутый в трубочку. "Смотрите, какая шикарная бумажная коробочка - на ней даже написано certificate!" - хохотала регистраторша. Вообще они с фотографом постоянно шутили и старались поднять публике настроение, чтобы на фотографиях люди были расслабленные. Двоих друзей она приняла за пару геев, что тоже вызвало всеобщее веселье. Один товарищ уже во время церемонии умудрился потерять сертификат, потом все бросились проверять свои сертификаты. А ему шутливо кричали: "Не подходи, я тебе свой не отдам!" Кто-то утащил лишнюю коробочку, а нам сначала забыли дать.
Вручение снимал местный фотограф, по 10 фунтов за фото. Он поправил мне воротничек и сказал Марине: "Ну, наконец-то... Как только я увидел твоего мужа, то сразу испытал непреодолимое желание поправить ему воротничек, еле дотерпел..." Сказал, чтобы я положил ей руку на талию, но от волнения я вдруг забыл, что означает слово waist, поэтому клал руку куда угодно, только не куда надо. А эквадорец вообще сильно разволновался, чуть не заплакал; его долго не могли сфотографировать - то не туда становился, то сертификат держал не в той руке.
Интересно, что в правилах сказано: "Мы можете предупредить, если не хотите, чтобы во время вручения вам жали руку". Раз пишут, то наверняка были случаи, когда кто-то такое просил, боялся микробов...
Темпераментая испанка так активно фотографировала своего друга-гражданина, что регистраторша предложила им пожениться. Тут же стала рекламировать, какие красивые свадьбы можно делать в Мертоне. Испанка объяснила, что встречаются они уже 15 лет, но замуж выходить пока не созрела: как раз недавно он сделал предложение, но подарок как-то не соотвествовал случаю: подарил всего лишь наушники, который она к тому же просила уже несколько лет. Правда, наушники ей явно нравились: почти их не снимала. Это испанка вообще всех развлекала. После церемонии долго нас с Мариной не отпускала и рассказывала, что украинцы - самая трудолюбивая нация в мире, а её соотечественники-испанцы - все, как один, лодыри и лоботрясы. Я уже говорил: "Прекрати, я так расстрогался, что сейчас расплачусь!"
В конце церемонии все пели гимн. Текст гимна, оказывается, каждому выдали среди прочих бумаг, но заранее не предупредили. Поэтому все лихородачно искали нужный листок. Регистраторша говорит: "Ничего, зато мы этот листик теперь оставляем вам на память. Вот будете идти по улице, и вдруг почему-то срочно понадобится спеть гимн, а у вам как раз текст под рукой!"
Мы заполнили опросники, поставили там отличные оценки за организацию церемонии. Долго фотографировались с портретом Королевой, флагом и цветами. Старались стать в такой же позе, как она, так же характерно махнуть правой рукой. Ушли из зала последними. Я сказал регистраторше:
- Жалко, что нельзя это повторить!
- Ладно, так и быть... приходи ещё раз на следующей недели, я сделаю вид, что тебя не видела :)
Нет, серьезно, я совершенно не ожидал, что все пройдет так весело. Изначально ничего особенного не ожидал, относился к церемонии как к простой бюрократической формальности.
Напоследок попробовал на вкус все бесплатные печенки. Не потому, что был голодный, и не из жадности. Просто хотел хорошо запомнить, каков он, вкус гражданства :)